Закрыть ... [X]
Закрыть ... [X]

Наталья Пугалова
Мастер-класс. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

Мастер – класс на тему:

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

посредством логико-математических игр».

Воспитатель:

Пугалова Наталья Анатольевна

Цель мастер-класса:

повышение профессионального умения педагогов – участ-ников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мас-тера с дошкольниками по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности».

Задачи мастер-класса:

• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;

• Обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;

• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициа-тиву, желание применять на практике данные технологии;

• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Раздаточный материал:

д/и: «Геоконт», «Сложи узор», буклеты и анкеты для педагогов.

План проведения мастер-класса.

1. Вступительное слово

• актуальность темы.

2. Ознакомление участников мастер-класса с основными развивающими игровыми технологиями по формированию элементарных математи-ческих представлений:

• влияние логико-математических игр на формирование элементар-ных математических представлений;

• создание педагогических условий;

• решение образовательных задач.

3. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию

логико-математических игр для развития логического мышления у дошкольников.

4. Рефлексия:

• вопросы участников мастер-класса;

• заполнение анкет участниками мастер-класса;

Раздаточный методический материал:

памятки для педагогов;

Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

Слайд №1 Актуальность.

Около 90% информации от окружающего мира человек воспринимает с помощью глаз. По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств. А это значит, что слабовидящие дети испытывают трудности в восприятии окружающего мира, в ориентировке в пространстве, в определении формы, величины, цвета предметов и т. д., всё это говорит о том, что с детьми, страдающими глазными заболеваниями, необходимо проводить дополнительную работу по развитию элементарных математических представлений. Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, обратила внимание, на то, что дети часто допускают ошибки в счете, слабо знают основные цвета спектра, путают синий цвет с зеленым, многие не могут назвать геометрические фигуры. Во время непосредственной образовательной деятельности дети часто отвлекаются, не могут сделать простейшие выводы, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, памяти, а значит, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием, при этом используя в них нетрадиционный материал, они легко и быстро ориентируются на микро и макро плоскости, без проблем сравнивают предметы, считают. Передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания.

Слайд №2 Цель.

Я считаю, если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений. Поэтому цель моей работы способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитии умственных способностей через логи-ко-математические игры.

Слайд №3 Задачи.

Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Поэтому при подборе и проведении логико-математических игр ставлю перед собой задачу развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей направленные на умственное развитие в целом. Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников, внимание, повышать способность к усвоению ма-тематических связей.

Для решения поставленных задач бала проведена следующая работа:

• создана соответствующая развивающая среда (в группе создан математи-ческий уголок, где расположены развивающие игры, индивидуальный раз-даточный материал для развития логического мышления);

• разработана модель педагогического процесса: перспективный план по данной теме для всех возрастных групп;

• составлена картотека логико-математических игр;

• оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей.

Слайд №4 Условия.

При подборе и проведении логико-математических игр я учитывала следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

При проведении логико-математических игр я использую следующие методы и приёмы:

Игровые методы:

• вхождение в воображаемую ситуацию;

• выполнение практических действий по получению необходимой

информации.

• ситуации,

Диалогические методы:

• беседа;

• формулировка выводов;

• проблемные вопросы,

Методы обучения:

• показ способа действия

• проблемная ситуация;

• упражнения.

Слайд №5 Технологии.

В своей работе использую технологии А. Никитина, В. Воскобовича, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

• В основу технологии В. Воскобовича положена идея направленности интел-лектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который по-лучается при решении проблемных и творческих задач. Система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каж-дой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения раз-ных задач образовательной деятельности в течение длительного времени

Цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей

• Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина ориентирована на развитие творческих способностей, воображения и символической функции сознания детей дошкольного возраста, что создает условия для опережающего развития способностей детей. Особенность технологии заключается в том, что педагог предоставляет максимальную степень свободы ребенку, организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, привлекает внимание детей к играм собственным примером, и в процессе игры взрослый выступает в роли консультанта, создавая ситуацию непринужденного общения по поводу заданий, проблемных ситуаций, предлагаемых в игре.

Игры В. Воскобовича, Б. П. Никитина «Геоконт», «Квадрат», «Сложи узор», «Кубики» предлагаю детям во время самостоятельной деятельности, и а также использую их при индивидуальной работе и в непосредственно- образовательной деятельности.

Слайд №6 Результаты

Работу по развитию логического мышления через формирование элементарных математических представлений я начала в первой младшей группе. В ноябре, после адаптации, была проведена диагностика по выявлению знаний, умений и навыков по развитию элементарных математических представлений, дети показали следующие результаты: на низком уровне 50% детей, на среднем – 36%, на высоком – 14%. В конце года, в мае была проведена повторная диагностика: на низком -29%, на среднем 50%, на высоком – 21%, как видим уже к концу первой младшей группы дети показали неплохие результаты. Эту работу я продолжила и во второй младшей группе. При проведении промежуточной диагностики, в январе 2013 года дети показали следующие результаты: на низком 14%, на среднем – 50%, на высоком -36%.

С помощью специально подобранных дидактических игр, включённых в воспитательно-образовательный процесс, развивается логико-математическое мышление дошкольников, что подтверждает положительная динамика уровня развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Слайд №7 «Геоконт» (технология В. Воскобовича)

В народе её называют «дощечка с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, старшие дошкольники – по схеме образцу и словесной модели. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск установление закономерностей, творчество.

Слайды №8, 9 играем в «Геоконт»

На первых этапах игры, в первой младшей группе, мы с детьми учились просто натягивать резинки на гвоздики, я предлагала детям прогуляться пальчиками по красным, синим и т. д. дорожкам. Затем мы строили длинные и короткие дорож-ки, широкие и узкие, натягивали большой и маленький квадраты, строили дома. Во второй младшей группе я предложила детям простейшие схемы, на которых были изображены дорожки, квадрат, треугольник, прямоугольник, домик и т. д. Предлагалось детям самим придумать узор. Обязательным условием при игре является назвать форму и величину создаваемых предметов.

Слайд №10 «Сложи узор» (технология Б. П. Никитина)

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.

Слайды №11, 12 «Играем с кубиками»

В первой младшей группе я принесла детям разноцветные кубики, мы с детьми рассмотрели их, назвали цвет каждой стороны, потом я предложила им построить длинную дорогу, башню, ворота, но со сторонами определённого цвета. Так же мы с детьми строили мебель с узором для кукол, дома с окошками и т. д. Во второй младшей группе я предлагаю детям простейшие схемы построения узоров, так же дети самостоятельно придумывают и создают узоры.

Слайд №13 Заключение.

Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредствен-но образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».


Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-razvitie-logicheskogo-myshlenija-detei-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-logiko-matematicheskih-igr.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Мастер-класс. Развитие логического мышления детей Как сделать спанч боба


Мастер класс развитие логического мышления Мастер класс развитие логического мышления Мастер класс развитие логического мышления Мастер класс развитие логического мышления Мастер класс развитие логического мышления Мастер класс развитие логического мышления Мастер класс развитие логического мышления

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ